Студия художественной татуировки и пирсинга Русские Узоры. Татуировка, пирсинг, перманентный макияж - татуаж, скарринг. Современные виды боди модификации. Аэрография. Боди арт. Розничная и оптовая продажа оборудования, расходных материалов. Справочная информация. Энциклопедия татуировки.
Tattoo Home
Контакты
О студии
Услуги
Галерея работ
F.A.Q
Тату - Shop
Каталог
Летопись Студии
Фото галерея
Тату Новости
Энциклопедия тату
Иностранные мастера
Славянские хроники
Мегарольф Портал
Ссылки
Сотрудничество

 

«Психологические особенности символики вторичного выбора татуировки, как показатель наличия психологических проблем»

 

Содержание

 

Введение.

Глава 1.

1.1 Понятие возрастных кризисов

1.2 Татуировка, ее символика, первичное нанесение.

 

Глава 2. Эмпирическое исследование вторичного выбора символики татуировки.

2.1 Цель, гипотеза и задачи исследования

2.2 Метод.

2.3 Полученные результаты

2.4 Обсуждение

 

Список литературы.


Введение.

Актуальность

В наше время татуировки приобретают все большую актуальность. Если рассматривать это с точки зрения социума, то обществу, с каждым годом, представляется все больше выбора для самовыражения. Одним из таких направлений является татуировка. Естественно данный критерий жизни человека не может не затрагивать психологию. Так как с татуировкой с каждым годом сталкивается все больший контингент людей, она все сильнее приобретала актуальность у психологов. На данный момент уже многие аспекты, связанные с изучением татуировки, освещены. Например, такие как, изучение взаимосвязи символики и психологических проблем. Так же интерпретация различной символики.

Изучение мотивации нанесения татуировки очень важно, так как есть множество психологических аспектов связанных с непосредственным нанесением тату в период возрастных кризисов. Возникает необходимость изучения проблематики, связанной с тем, почему субъект начинает решать проблемы таким не конструктивным образом, как нанесение татуировки, при том что это может, повторяется не один раз, а два и более. По истечению некоторого времени, человек становится «синим» (весь в татуировках), а проблемы так и остаются. Накапливаемое чувство дискомфорта обычно приводит к новым проблемам, например, в семье, в обществе целом, и наверняка к различным психосоматическим проявлениям.

Следовательно, изучение различных аспектов нанесения татуировки, очень актуально. Приобретая знание в этом разделе, возможна разработка разнообразных программ по профилактике деструктивных форм преодоления возрастных кризисов, так же формирование стратегии для их конструктивного прохождения.

 

Объект исследования подростки с вторичным нанесением татуировки и люди среднего возраста с вторичным нанесением татуировки.

Предмет исследования психологические особенности символики вторичного выбора татуировки.

Цель исследования Определение факторов обуславливающих выявление последовательности выбора вторичной татуировки для диагностики способов прохождения кризисов.

Гипотеза Выбор вторичной татуировки является способом разрешения возрастных кризисов.

Задачи

1.Анализ причин нанесения татуировки.

2.Выявление возрастных закономерностей, нанесения татуировки.

3.Установление зависимости, символики вторичной татуировки от специфического прохождения возрастных кризисов

Используемые методики: Анкета, беседа, шкалирование.

Научная новизна исследование заключается в выявлении взаимосвязи символики вторичной татуировки с возрастными кризисами и психологическими особенностями.

Практическая значимость на основе полученных результатов исследования, возможна разработка диагностических методов и программ формирования конструктивных способов преодоления психологических проблем.

 

Глава 1.

 

1.1 Понятие возрастных кризисов.

О возрастных кризисах психологи всего мира писали и пишут уже давно, ведь практически все психологические проблемы личности связаны с ними. Существует много признанных и подробно описанных кризисных периодизаций, на которые опирается любой практикующий психолог. Наиболее крупные достижения в этой области связаны с именами таких известных ученых первой трети 20 века, как А. Адлер, А Бине, Дж. Болдуин, Карл и Шарлотта Бюлер, А. Гезелл, Э. Клаперед, Ж. Пиаже, З. Фрейд, С. Холл, В. Штерн, Б. Аркин, М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л.С. Выгодский, А. Б. Залкинд, А. П. Нечаев, Г А. Фортунатов и другие. В последующие годы свой вклад в понимание различных аспектов психического развития человека внесли как отечественные ученные Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н.Я. Леонтьев, М.И. Лисицина, А.Р. Лурия, А. В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, так и видные представители зарубежной психологии А.Бандуа, Д. Боулби, У. Бронфенбреннер, А. Валлон, Х. Вернер, Л. Кольберг, Б. Скиннер, Э. Эриксон и другие. [3]

Кризисные периоды охватывают всю нашу зрелую, а не только детскую жизнь и надо быть к этому готовыми.

Кризис - означает фиксированное в переживании и действии несоответствие или недостаточность имеющихся ресурсов новой ситуации.

В данной работе за основу взята классификация Эльконина (1994г.)

В детском и юношеском возрасте выделяют большие кризисы ( кризис новорожденности, кризис трех лет, подростковый кризис в 13-14 лет) и малые кризисы ( кризис одного года, кризис семи лет, кризис в 17-18 лет.) При больших кризисах перестраиваются отношения ребенка ( подростка) и общества. Малые кризисы проходят внешне спокойнее, связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упорство, негативизм, строптивость, непослушание. [20]

У взрослых большинство исследователей выделяют три основных кризиса: кризис молодости, кризис «середины жизни» и кризис старости.

Стадия ранней зрелости, или молодость(20-30), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность, периоду «становления», самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе.

В зрелые годы выделяют также кризис( примерно в 33-35лет), когда, достигнув определенного социального и семейного положения человек с тревогой начинает думать « Неужели это все, что может дать мне жизнь?» Затем наступает недолгий ( около пяти лет) период стабилизации, когда человек закрепляет все то, чего он достиг, уверен в своем профессиональном мастерстве, в своем авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка, нормализуется здоровье, положение в семье, сексе.

Вслед за периодом стабильности наступает критическое десятилетие « среднего возраста» ( 45-55 лет ), когда появляются первые признаки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь в жизни, в карьере, в любви. В результате возникает чувство усталости от надоевшей действительности, депрессивное настроение, от которых человек прячется либо в реальных попытках «доказать свою молодость» через любовные интриги или взлет карьеры.[20].

Завершающий период зрелости (55-65 лет)- период физиологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода от активной трудовой и социальной жизни.

О возрасте 65-75 лет говорят как об первой старости. После этого возраст считается преклонным- человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое « Я» в духовных раздумьях о прожитых годах и либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо осознает, что жизнь прошла неверно, зря.

В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три под кризиса. Первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает человеку необходимое равнодушие. В результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченость, и теперь он без страха может принять мысль о смерти.

В связи с тем, что подростковый период и кризис среднего возраста, это самые главные и значимые периоды в жизни человека, далее они будут рассмотрены более подробно, так как на них основано исследование данной работы.

 

Подростковый возраст.

Границы подросткового возраста достаточно неопределенны ( от 9-11 до 14-15 лет). Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие позже.

Подростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации развития. Психологи называют этот период переходным, трудным, критическим возрастом.

Этот возраст исследовали многие видные психологи. Впервые, психологические особенности подросткового возраста описал С. Холл, который указал на противоречивость поведения подростка. Он ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном периоде развития. Он исходил из представления о биологической обусловленности процессов развития в подростковом возрасте. [5]

Как указывает В. И. Слободчиков, основания для такого объяснения очевидны. Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии подростка. В ходе перестройки организма подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, появляется обеспокоенность внешним видом.

Изменение характера ученой деятельности: многопредметность, содержание учебного материала, вызывают новое познавательное отношение к знаниям, нет единства требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда- необходимость собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых. [6]

На фоне развития ведущей деятельности происходит развитие центральных новообразований возраста, охватывающие в этом периоде все стороны субъективного развития: изменения происходят в моральной сфере, в сфере полового созревания, в плане развития высших психических функций, в эмоциональной сфере.

Ведущие позиции начинают занимать общественно- полезная деятельность и интимно- личностное общение со сверстниками. Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущим мотивом является стремление найти свое место среди сверстников. Причем, отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям / Л. И. Божович/. Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; у него возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников.

Формирование самосознания подростка это центральная точка всего переходного возраста.

Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка /Л. С. Выгодский/.

В этот период происходит становление «Я»- идентичности. «Я»-идентичность обеспечивает целостность поведения, поддерживает внутреннее единство личности, обеспечивает связь внешних и внутренних событий и позволяет солидаризироваться с социальными идеалами и групповыми стремлениями. [2].

Юность - всего лишь начало взрослой жизни. Ощущение того, что вся жизнь впереди, дает возможность пробовать, ошибаться и искать с легкой душой. Здесь детство остается в прошлом. Все психические функции в основном сформированы и началась стабилизация личности, рамки отдельных возрастов носят все более условный характер. Кризис 17 лет - рубеж привычной школьной и новой взрослой жизни.

Юноша или девушка могут выбрать еще один путь: бегство в наркотики, религиозные секты, нарциссическую погруженность в себя и как вариант татуировка.

Такой выбор может быть следствием серии серьезных неудач или образовавшегося вакуума. На неправильный путь могут подтолкнуть скука, желание получить новые впечатления, забыть о "серой" жизни, нежелание трудиться.

Х. Ремшмидт считает, что религии и соответствующая идеология предлагают упрощенную перспективу на будущее, подчинение мессии, пророку и т.д. В личностном плане последствия не менее разрушительны: приобретается зависимость от группы, неспособность к эмоциональным связям с другими людьми, утрачивается способность самостоятельно мыслить. [17].

 

Зрелость.

Зрелость- самый длительный и самый значительный для большинства людей период жизни. Границы определяются по разному от 30-35 до 65 лет и зависят от индивидуальности человека. Обычно зрелость связывают со временем ухода на пенсию. Согласно Э. Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Анализируя зрелость как седьмую стадию человеческой жизни, он считал ее центральной на всем жизненном пути человека.

В современной возрастной психологии существует различные точки зрения на проблему развития в зрелом возрасте:

1. Развитие прекращается, заменяя простым изменением отдельных психологических характеристик;

2.Это возраст не только сохранения всего приобретенного ранее, но и дальнейшего развития личности;

3.Перестраивается как физическое состояние человека, так и его характеристика как личности и субъекта деятельности /Б. Г. Ананьев/.

Существует мнение, что средний возраст является временем тревоги депрессии, страха и кризисов. Наблюдается осознание расхождения между мечтами, целями и действительностью. Человек оказывается перед необходимостью пересмотра своих замыслов и соотнесения их с оставшейся частью жизни.

Первая стадия среднего возраста начинается около тридцати лет и переходит в начало следующего десятиле­тия. Эту стадию называют «десятилетием роковой черты» и кризисом «середины жизни». Её главной характеристикой является расхождение между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его су­ществования. Поскольку же человеческие мечты почти всегда имеют некоторые нереалистические черты, подчас даже фантастические, оценки их расхождения с действительностью на этой стадии окрашена, как правило, в отрицательные, эмоционально-тягостные тона. Время уходит, дабы сделать разрыв между мечтами и действительностью, обнаруживающихся вдруг с ужасающей резкостью. [18].

Убывание физических сил и привлекательности - одна из главных проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста и потом. Для тех, кто полагается на свои физические качества, когда был моложе; средний возраст может стать периодом тяжелой де­прессии

Второй главный вопрос среднего возраста - это сексу­альность. У среднего человека наблюдаются некоторые отклонения в интересах, способ­ности и возможности, особенно по мере того, как подрастают дети. Многие люди поражаются тому, сколь большую роль играла сексуальность в их отношениях с людьми, когда они были моложе.

Удачное достижение зрелости в среднем возрасте требует значительной гибкости. Один важный вид гибкости включает «способность изменять эмоциональный вклад от человека к человеку и от деятельно­сти к деятельности. Эмоциональная гибкость необходима, конечно, в любом возрасте, но в среднем возрасте она становится особенно важной, по мере того как умирают родители, подрас­тают, и покидают дом дети.

Другой вид гибкости, который тоже необходим - это «духовная гибкость». Среди людей зрелого возраста существует известная тенденция к растущей ригидности в их взглядах и действиях, к тому, чтобы сделать свои умы закрытыми для новых идей. Эта умственная закрытость должна быть преодолена или она перерастает в не­терпимость или фанатизм. Кроме того, жёсткие установки ведут к ошибкам и неспособности воспринимать творческие решения проблем. Успешное разрешение кризиса включает обычно переформулировку идей в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения и осознание ограниченности времени жизни каждого человека. Супруг, друзья и дети приобретают всё большее значение, тогда как собственное «Я» всё более лишается своего исключительного поло­жения. Наблюдается всё более усиливающаяся тенденция довольствоваться тем, что есть, и меньше думать о вещах, которые, скорее всего, никогда не удастся достичь.[3]

В среднем возрасте как мужчины, так и женщины пере­сматривают свои цели и размышляют о том, выполнили ли они ранее поставленные перед собой задачи. В период ранней взрослости люди утверждают себя в профес­сиональной области. В среднем возрасте они часто по-иному начинают смотреть на свою работу. Большинство при этом сознают, что они сделали свой профессиональный выбор и должны с ним жить. Часть тех, кто разочаровался в своей работе, потерял её или не достиг того профессионального положения, на которое надеялся, может ис­пытывать горечь и упадок духа. Другие могут перестроить свою систему приорите­тов. Изменение приоритетов происходит не только в области профессиональной де­ятельности. Например, некоторые люди в середине жизни решают уделять больше внимания межличностным отношениям или моральным обязательствам и меньше — профессиональному развитию. [4]

 

1.2 Татуировка, ее символика, первичное нанесение.

Под татуировкой (стойкой экзогенной пигментацией) понимается

сознательное искусственное нарушение целостности кожных покровов с

помощью колюще-режущих инструментов, с последующим введением в

раневую поверхность красящих веществ с целью получения стойких, не

исчезающих изображений.[22]

Татуировка — это явление культуры, которым интересуются многие. Однако объем литературы на данную тему, несмотря на обилие татуированных, весьма незначителен. Такая ситуация, естественно, определяет состояние знаний общества об этом интересном и одновременно спорном визуальном явлении. Справедливо замечено что : «Татуированные вообще не пишут книг о татуировке». Слово «татуировка» отсутствует в некоторых энциклопедиях, лексиконах и словарях. Бесполезно также искать в энциклопедических изданиях главы, посвященные выдающимся мастерам татуировки либо другим существенным фактам, связанным с явлением татуирования. В общественной жизни, как писал Ф. Знанецкий, то, что неизвестно публике, просто не существует. Рядовой обыватель знает сегодня имена знаменитых преступников, дерзкие поступки которых, не однажды угрожавшие общественному порядку, становились известными благодаря литературе и средствам массовой информации. И в то же время никому не известны имена знаменитых мастеров татуировки, деятельность которых также необходимо включить в историю культуры. [23]

 

Самые древние примеры татуировок можно наблюдать на телах искусных мастеров сохранять человеческую плоть - египтянах. Именно на Египетских мумиях мы видим самую древнюю татуировку, которая датируется 2000 годом до нашей эры.

Почти все племена Северной Америки наносили на свое тело татуировки и продолжают это делать по сей день. Чем больше татуировок было у человека, тем более смелым и доблестным он считался среди своих соплеменников. Причина этого состоит в том, что процедура нанесения рисунка под кожу, производимая при помощи острых кусков костей, шипов, рыбьих зубов и осколков кремня, очень болезненна. Требовались действительно заслуживающие уважения выдержка и смелость для того, чтобы достойно ее вынести. [10]

Праславяне для нанесения татуировок пользовались глиняными штампами или печатями-пинтадерами. Эти своеобразные прессы с элементами орнамента позволяли покрыть всё тело сплошным ромбо-меандровым ковровым узором, крайне необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия. Раскопки в Горном Алтае, послужили толчком к рождению нового и весьма популярного ныне стиля скифской татуировки. Древние греки также не избежали увлечения татуировками. Вот что писал Геродот о Фракиянах: «Порезы на коже означали благородное происхождение; не имеющий их не благороден». Совершенно иной смысл в татуировки вкладывали древние римляне. Они метили рабов и подчиненных, татуировка не считалась символом смелости, а наоборот. Существует интересный исторический факт: императору Калигуле нравилось, когда состоятельным безупречным гражданам ради развлечения делались татуировки такого рода. В японской провинции Чукудзен периода Эдо (1603-1867гг) в качестве кары за первое преступление разбойникам наносили горизонтальную линию через лоб, за второе- дугообразную, а за третье - еще одну. В итоге получалась композиция, составляющая иероглиф ИНУ - «собака». В древнем Китае одним из Пяти Классических Наказаний тоже была татуировка на лице. Так же метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание. И греки, и римляне использовали татуировку для подобных целей, а испанские конкистадоры продолжили эту практику в Мексике и Никарагуа. [24]

Средневековая Европа почти не знала изображений на теле, поскольку официальная церковь запрещала это делать. А возродилась она таким образом. Известный капитан Джеймс Кук, вернувшись из плавания в 1769 году, привез с Таити не только само слово «tattoo», но и «Великого Омаи», сплошь истатуированного полинезийца, ставшего сенсацией. В скором времени, ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия «знатного дикаря». К концу XIX века мода на аборигенов спала, вместо них на ярмарках стали выступать сами американцы и европейцы. Например, некая леди Виола щеголяла, сплошь истатуированная портретами шести американских президентов, Чарли Чаплина и многих других знаменитостей, вызывая восторги толпы уже нашего столетия. [25]

В 1891 году, американец О'Рейли изобрел электрическую татуировочную машинку, заменившую всевозможные самодельные инструменты и приспособления. Уже в нашем столетии, во время Первой Мировой, в Британии татуировкой «D» метили дезертиров, в Германии- выбивали номера жертвам концлагерей, да и что скрывать, у нас в Союзе в режимных лагерях практиковалось то же самое. [11]

Татуировка- по одной теории - это логический прогресс от естественных повреждений кожи, случайно полученных людьми. Раны сливались в причудливые шрамы, отличавшие их носителя от соплеменников в выгодную сторону, как храброго воина и удачливого охотника. Со временем первобытные семьи разрастались, объединялись в маленькие организованные общины, и на кожу уже специально наносились отметины, имеющие специфическое значение в пределах определенной общественной группы. Различные виды татуировок практиковались у светлокожих народов всего мира, а у темнокожих заменялись рубцеванием. Но гораздо более вероятно, что татуировки появились как части магических обрядов. Они наделялись самыми разнообразными свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней. Однако магия татуировок использовалась не только «дикарями». В XVIII-XIX веках британские моряки изображали на своих спинах огромные распятия в надежде, что это оградит их от телесных наказаний, широко практиковавшихся в английском флоте. У арабов самым надежным защитным талисманом считалась татуировка с цитатами из Корана. Советские заключенные времён «культа личности» рисовали на себе Ленина, Сталина, Маркса… Вообще тюремная татуировка - это целая система, позволяющая узнать о владельце всё: где сидел, за что и как. С развалом СССР развалилась и эта система. Современные заключенные изрисовывают себя кто во что горазд, в основном, это копии рисунков из книг фэнтези. [7]

Как видно из проведенного "экскурса" в мир тату разных народов, каждый вносил в это искусство то неповторимое, что обогащало и сформировало современную культуру украшения тепа. Эта культура в наши дни стала интернациональной благодаря стремительному развитию средств коммуникации и взаимопроникновению культур разных народов.
Тем не менее, знание национальных особенностей того или иного народа применительно к татуировке позволит теперь уже на новом уровне в эту уже интернациональную культуру внести колорит и очарование художественных традиций своего народа.[26]

Американский психолог К. Маховер проанализировал личностные особенности и уровень развития рисующего и характер наносимых изображений. В результате были выявлены следующие тенденции и закономерности. Вот некоторые из них.

Трактовка позы - бегущий человек - стремление убежать, укрыться, уклониться; размеренно шагающий - уравновешенный.

Туловище - жизненные силы. Крупное - остро осознаваемая потребность, неудовлетворение; маленькое - симптомы униженности.

Лицо - тщательно прорисованное - озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.

Глаза - закрытые или спрятанные под полями шляпы,- свидетельство сильного стремления избегать неприятных визуальных воздействий. Большие, расширенные глаза - тревожность, беспокойство, потребность в защите.

Рот - символ агрессивности. Особый знак агрессии - четко прорисованные зубы. Рот наподобие клоунского - вынужденная приветливость. Персонаж вообще без рта или со ртом "черточкой" не имеет возможности словесно влиять на других людей.

Нос - трактуется как сексуальный символ, но это является спорным. Конечности - руки, ноги - функция воздействия на мир. Руки мускулистые - возможно, потребность в физической силе, ловкости. Ноги - опора в деятельности; широко расставленные ноги - диктат, уверенность в себе. Таким образом, в ряде случаев можно охарактеризовать личность человека по виду изображенных рисунков на его теле. Татуировки следует рассматривать в общем контексте с учетом всех мелочей и особенностей. Нанесение на тело татуировки, значение которой имеет определенный смысл, свидетельствует об утрачивании собственной личности и замене ее псевдоличностью.

 

Человек превращается в отражение ожиданий того действия и статуса, который выражает нанесенная татуировка. Он вынужден строить свое "я" таким образом, какой обозначен в его инициализации, чтобы получить признание и одобрение окружающих. Утрата своего настоящего "я" усиливает потребность в приспособлении. В этот момент возникает опасность подчиниться власти своих татуировок.

Глядя на татуированного человека, следует уяснить для себя, на какой стадии зависимости от своей инициализации от находится. Возможно, что это раб своего имиджа, своего псевдо-"я". Например, если тело и руки разрисованы драконами. Скорее всего это тип личности, жаждущий чего-то особенного. Так как его драконы - это не что иное, как желание выделиться, персонифицироваться таким образом. Готов принять любую идею взамен обещания волнующей жизни или волнующих событий. Постоянно стремится к новым ощущениям, оптимистичен по отношению к будущему, тяготится одиночеством, стремится к власти. Если на теле драконы соседствуют, например, с "Сикстинской мадонной" Рафаэля на бедре или с каким-нибудь еще выпадающим из логического ряда рисунком, то перед нами, возможно, настоящий истерический тип. Он строит утопические планы, снисходителен по отношению к друзьям, стремится к самоутверждению, но в несколько иной, "экзотической" форме. Но лидером ему не быть, если только на короткий срок, до первых трудностей.

Нанося то или иное изображение, следует иметь в виду, что помимо первого, лежащего на поверхности объяснения того или иного рисунка, смысла, есть второй, глубинный, объясняющий их на духовном и религиозном уровне. Связь символов татуировок с этими трактовками даст возможность заглянуть в душу рисунка, прояснить его истинный смысл. В связи с этим заглянем в "Словарь символов" X. Э. Керлота и приведем описания некоторых изображений. [15].

Журавль - во всех культурах, от китайской до средиземноморских - аллегория справедливости и долголетия, а также праведной и милосердной души.

Орел - символ высоты духа, как солнце. В египетской иероглифической системе фигурой орла, означающего тепло жизни, начало, день, представлена буква А. Орел относится к стихиям воздуха и огня. Он характеризуется бесстрашным полетом, скоростью, ассоциацией с громом и огнем и означает "ритм героического благородства". Орел в воздухе равен льву на земле, поэтому его иногда изображают с львиной головой. В сарматском искусстве орел является эмблемой молнии и воинственных устремлений.

Сова - противоположность орлу - птица тьмы и смерти.

Звезда - свет, сияющий во тьме, символ духа. Правда, звезда редко имеет единственное значение. Она склонна к многозначности. Но во всяком случае она поддерживает силы духа, выступающие против сил тьмы. Недаром это значение включено в искусство эмблем во всем мире. "Пылающая звезда" является символом мистического центра - энергии расширяющейся вселенной. Наиболее распространена пятиконечная звезда. Во времена египетских иероглифов она означала "восхождение к началу" и образовывала часть таких слов, как "воспитывать", "просвещать", "учитель" и других.

Волк - символ доблести у римлян и египтян. Скандинавская мифология рассказывает о чудовищном волке Фенрире, разрывавшем железные цепи и оковы и, в конце концов, запертом в недрах земли. Говорилось также, что во время сумерек богов - конца света - это чудовище вырвется из плена и пожрет солнце. Здесь волк выступает символом злого начала.

Леопард - символ свирепости и доблести. Подобно тигру и пантере, выражает качества агрессивности и могущества льва без его солнечного значения.

Нож - символ, представляющий собой инверсию символа меча. Он ассоциируется с местью и смертью, а также с жертвой. Короткое острие ножа олицетворяет примат инстинктивных сил в том, кто им вооружен, тогда как длинное острие меча представляет духовную мощь его владельца. [15].

Знание глубинного смысла той или иной символики дает возможность, с одной стороны, грамотно оценить и охарактеризовать ее обладателя, а с другой стороны - "со знанием дела" подойти к вопросу нанесения на свое собственное тело рисунков.

 

Первичное нанесение.

О первичном нанесении, к сожалению можно сказать не очень много. На данный момент ситуация обстоит таким образом, что статистические данные по нанесению первичной татуировки существуют только в системе тюремного заключения, также у наркоманов и токсикоманов и военнослужащих.

В качестве иллюстрации можно привести следующие статистические данные. В 1984-85 гг. в качестве самоутверждения нанесли себе татуировку во время службы в армии 75-82% от общего числа военнослужащих, в зависимости от рода войск. Особенно превалирует Военно-морской флот и стройбат. Число же татуированных осужденных составляет 94% от общей массы лишенных свободы. Как видим, цифры близкие, но смысл и значение татуировок - полярные.

Отсутствие статистики по всем остальным людям, ставит вопрос об ее не имении в наличии. Также, возможно это еще одна цель для будущих работ.

 

Многие специалисты раньше пытались классифицировать мотивы татуировок ,например известный итальянский ученый Ч . Ламброзо автор теории о том ,что татуировка идет в ногу с "преступными склонностями " и "моральными дефектами" ,классифицировал встреченные мотивы на знаки любовной, религиозной и военной тематики, знаки, касающиеся ремесла их обладателя или: его профессии. Со взглядами Ломброзо и его приверженцев согласны не все авторы более позднего времени, поскольку, по мнению австрийского исследователя X. Гросса, даже среди преступников татуируются лишь определенные характерологические типы, прежде всего решительные и энергичные, такие , как убийцы, взломщики, а также личности с буйной чувственностью, к числу которых он относил сутенеров и насильников. В то же время, согласно мнению немецкого знатока проблемы Э. Рицке, склонность к приобретению татуировки существует среди людей, наделенных сильной волей, отважных и предприимчивых. Подтверждением этого тезиса является распространенный обычай татуировки среди моряков. Для точности следует добавить, что в то время большинство моряков набиралось из представителей преступного мира. Интересную классификацию причин явления татуировки дает другой немецкий исследователь А. Эттингер. Он называет следующие психологические мотивы и обстоятельства, благоприятствующие выполнению данной процедуры: слабая психологическая сопротивляемость татуированного; пассивность и тоска ,характерные для пребывания в уединении (например, нахождение в тюрьме, на корабле и так далее); эстетические чувства; подражательство ; давление окружения; причины религиозного характера. Другие интересные классификации видов татуировки ввел в литературу А.Лена. - исследователь немецкого происхождения, который различал следующие группы татуировки: связанные с алкогольными напитками, авантюрной жизнью данной личности, с жизненными амбициями, касающимися жизни и сексуального облика татуированного, а также анархистские. Б. Восько выделила татуировки сознательные и добровольные, продиктованные намерением выполнить на собственном теле украшения, являющиеся символом выделения на общем фоне или чертой принадлежности к данной группе; вынужденные, опознавательные татуировки в среде невольников, заключенных и в концентрационных лагерях в период второй мировой войны, а также профессиональные.

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование вторичного выбора символики татуировки.

 

2.1 Цель, гипотеза и задачи исследования

Предмет исследования: психологические особенности символики вторичного выбора татуировки.

Объект исследования: подростки с вторичным нанесением татуировки и люди среднего возраста с вторичным нанесением татуировки. Выборка по 10 человек.

Цель исследования: Определение факторов обуславливающих выявлению последовательность выбора вторичной татуировки для диагностики способов прохождения кризисов.

Для реализации поставленных задач проведено исследование на базе московской Тату – студии «Татусан». Работа проводилась в естественных условиях работы салона с подростками с вторичным нанесением татуировки и людьми среднего возраста с вторичным нанесением татуировки.

Задачи:

1) Анализ причин нанесения татуировки.

2) Выявление возрастных закономерностей, нанесения татуировки.

3)Установление зависимости, символики вторичной татуировки от специфического прохождения возрастных кризисов.

 

Гипотеза Выбор вторичной татуировки является способом разрешения возрастных кризисов.

Для выявления взаимосвязи возрастных кризисов с психологическими особенностями символики вторичного выбора татуировки, была использована анкета. (См. приложение).

 

2.2 Метод.

Испытуемые: Выборка представлена 20 испытуемыми. Подростки -10 человек, и люди среднего возраста 10 человек.

Характеристики подростков: Возраст от 13 до 18 лет. Обязательно наличие первой татуировки.

Характеристики людей среднего возраста: Возраст с35 до 40 лет. Обязательно наличие первой татуировки.

Используемая методика: При выборе исследовательского инструментария выбор был остановлен на анкетах, являющихся наиболее экономичными и знакомыми для испытуемых.

 

 

Анкета. ( авторская разработка).

Для выполнения данного исследования была составлена анкета. Основываясь на кризисе переходного возраста у подростков и кризисе средних лет, так эти периоды в жизни человека занимают основные положения и очень важны в построении личности, выявлены критерии, по которым составлялись анкеты.

Специально для каждого из кризисов было выделено по пять критериев. Выбор основывался на главнейших проблемах каждого из периодов.

На основании научной литературы, которая приводится в списке литературы [2,3,4].

Основой для кризиса переходного возраста послужили такие критерии как:

1.Желание выглядеть старше.

2.Подчеркнуть индивидуальность.

3.Принадлежность к группе.

4.Эмансипация от взрослых.

5.Не соответствие «Я» - реальному и «Я» - идеальному.

Так же как и в кризисе переходного возраста у подростков, основываясь на научных данных были выделены критерии для кризиса среднего возраста. [14].

 

1.Желание выглядеть моложе.

2.Потребность в самореализации.

3.Расхождение между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существующего «Я».

4.Невозможность распланировать время для семьи и работы.

5.Не соответствие «Я» - реальному и «Я» - идеальному.

В анкете представлены все пять параметров, по три вопроса к каждому параметру. Также в анкете использована десятибалльная шкала. По которой испытуемые применяя ранжирование отвечали на поставленные вопросы.

Процедура. Для того чтобы испытуемые чувствовали себя максимально комфортно, опрос проводился на территории студии салона (преимущественно перед нанесением вторичной татуировки). Опросу предшествовала установочная беседа, в ходе которой, помимо прочих, освещалась тема конфиденциальности. После прочтения инструкции испытуемые начинали самостоятельно заполнять анкету. Время работы испытуемых с анкетой не было ограничено.

Перед заполнением анкеты читалась следующая инструкция: «Просим оценить степень Вашего согласия с предлагаемыми ниже суждениями, выражающими ту или иную позицию человека в жизни. Нет, и не может быть правильных и неправильных ответов. Важно, чтобы выбранный вариант наиболее полно отражал Вашу личную точку зрения».

 

2.3 Полученные результаты.

Данные результаты, полученные с помощью анкет, дают возможность проверить гипотезу.

Таблица. Результаты опроса по анкете.

Критерии по подросткам и по людям среднего возраста.

Пары

Результат по Спирмену

1.

1.Желание выглядеть старше.

2.Желание выглядеть моложе.

С 1 по 10

R= >0,05

2.

1. Не соответствие «Я» - реальному и «Я» - идеальному.

2. Не соответствие «Я» - реальному и «Я» - идеальному.

С 1 по 10

R= >0,05

3.

1. Подчеркнуть индивидуальность.

2. Потребность в самореализации.

С 1 по 10

R= >0,05

4.

1. Принадлежность к группе.

2. Расхождение между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существующего «Я».

С 1 по 10

R= >0,05

5.

1. Эмансипация от взрослых.

2. Невозможность распланировать время для семьи и работы.

С 1 по 10

R= >0,05

 

Статистическая обработка результатов проводилась с помощью коэффициента корреляции Спирмена. Поиск связи между кризисами дает представление о схожести прохождения подросткового кризиса и кризиса средних лет. [21].

Из приведенных данных в таблице, основываясь на полученных результатах следует отметить, что отсутствуют различия в прохождении кризисов, одинаковое прохождение.

Желание выглядеть старше и желание выглядеть моложе. По ранговому критерию не иметься значимые различия, следовательно, данные критерии в кризисах преодолеваются одинаково, имеется взаимосвязь между ними.

Не соответствие «Я» - реальному и «Я» - идеальному. Данные критерии, прохождения кризиса сходны по ранговой корреляции. Следовательно, имеется положительная взаимосвязь. Возможно, предположить, что это связано с построением личности в переходном кризисе у подростков и перестройки на новую систему ценностей личности у людей с кризисом среднего возраста.

Подчеркнуть индивидуальность и потребность в самореализации. Эти критерии также имеют сходную взаимосвязь по преодолению кризисов, следовательно, и преодолеваются примерно одинаково.

Принадлежность к группе, и расхождение между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существующего «Я». Также прослеживается взаимосвязь между критериями кризисов.

Эмансипация от взрослых и невозможность распланировать время для семьи и работы. Данные критерии также значимое сходство в преодолении кризисов.

 

В анкете имелись вопросы, которые не возможно обработать количественно, поэтому к ним был применен качественный анализ.

В анкете для среднего возраста, в критерии №3, испытуемым предлагалось: «Оцените в процентном соотношении, сколько времени приходиться на вашу профессиональную и личную жизнь? Исходя из 100%.».

Для удобства обработки результатов, на основании ответов, решено было ввести диаграмму.

 

 

 

 

 

 


Из приведенной диаграммы №1, на основании ответов испытуемых, видно, что больший процент своего времени у испытуемых приходиться на профессиональную деятельность.

Далее в конце анкеты предлагалось: «Отметьте на круге секторами, желаемый результат по времени, сколько вы хотите посветить семье и работе? Оцените сектора в процентном соотношении.» ( См. приложение).

Этот вопрос относится к критерию №5 для среднего возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По основанию анкетных данных на диаграмме №2, видно, что у большей части испытуемых превалирует желание посвящать личной жизни большее время, чем профессиональной.

Также на основании результатов можно провести сравнение желаемого и реального распределения времени у испытуемых среднего возраста, на примере работы.

 

 

 

 

 

 

 


На основании диаграммы №3, как пример сравнительного анализа, видно, что не соответствие «я» реальному и «я» идеальному, имеется, что еще раз доказывает, правильность выбора критериев при составлении анкеты.

 

В анкете предлагаемой подросткам, также есть вопрос, половину которого также можно рассмотреть с точки зрения качественного анализа. Подростку предлагалось: «На какой возраст вы себя ощущаете. Насколько взрослым вы себя чувствуете? Оцените по 10 бальной шкале.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Диаграмма наглядно отражает, не соответствие реального возраста, с представляемым, по ощущениям подростков. Данные подтверждают правильность выдвинутого критерия №2, который использовался для составления анкеты для кризиса переходного возраста.

 

 

2.4 Обсуждение результатов эмпирического исследования.

В ходе анализа результатов эмпирического исследования, было установлено, что значимых различий между прохождением, подросткового кризиса и кризиса среднего возраста, не существует.

Данная взаимосвязь подтверждает выдвинутую гипотезу. Так как различий в прохождении кризисов не выявлено, но все испытуемые подверглись вторичному нанесению татуировки, возможно, предположить, что такое не конгруэнтное поведение, есть способ преодоления возрастных кризисов.

Основываясь на данных исследования, выдвинуто предположение, о том что возможно есть какие то общие мотивы, побуждающие к вторичному нанесению татуировки. Более подробное изучение этих мотивов, могло бы внести большой вклад в диагностику и профилактику прохождения определенных возрастных ступеней.

Так же принимая во внимание данные, полученные в результате исследования, уже сейчас возможно применять их на практике.

Исходя из результатов полученных в процессе качественного анализа. Основываясь на данных приведенных в диаграмме №1 и №3, возможно предположить, что не соответствие реального «Я» и идеального «Я», в данной ситуации являются мотивирующим фактором к нанесению вторичной татуировки, а так как взаимосвязь, которая подтвердилась в результате количественного анализа, между кризисами присутствует, можно предположить, что такой же мотив есть и у подростков.

Исходя из результатов, качественного анализа, по подростковому кризису. Основываясь на диаграмме №4, возможно предположить, что желание выглядеть старше своего возраста, также, является мотивирующим фактором, для нанесения второй татуировки. Между кризисом у подростков и кризисом среднего возраста по критериям №2 (подростки) и критерием №1 (средний возраст), имеется обратная взаимосвязь, можно также утверждать, что такой же мотив присутствует и у людей среднего возраста, только обратный подростковому.

Итак: на основании всех полученных результатов, можно говорить о взаимосвязи между кризисом подросткового возраста и кризисом средних лет, а так как у исследуемой выборки на момент исследования была первичная татуировка и они пришли в салон для нанесения второй, подтверждается не конгруэнтное поведение в момент прохождения кризиса, который является одним из факторов, к вторичному нанесению.

 

 

Литература

 

1.        Бодалёв А.А. Вершина в развитии взрослого человека. – М., 1998.

2.        О. Б. Дарвиш «Возрастная психология»-М., 2005.

3.        И. Г. Малкина-Пых « Возрастные Кризисы» - М., 2005.

4.        Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2001.

5.        Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость. – М., 1984.

6.        Толстых А.В. Возрасты жизни. – М., 1988

7.        Роман Егоров « Татуировка и дригие модификации тела».- М., 2004.

8.        Татуировка/Анджей Ельски/Пер. с польск. Д.А. Подберезского. -Мн.:"МЕТ", 1997.

9.        Искусство украшения тела: татуировка, пирсинг, скарификация/Наталья Муравлева.- Санкт-Петербург: "Динамит", 2002.

10.     Искусство татуировки/Cост. В. Барановский.-М.:"Славянский дом книги", 2002.

11.     Татуировка, пирсинг, боди-арт/ Сост. Ю. Миттэль. - Мн.: "Книжный дом", 2005

12.     Татуаж/М. Маккиавелли/Пер. с итал. Н. Истоминой. -М.: "Издательство Астрель", 2002.

13.     Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 2000.

14.     Фельдштейн Д.И. Психология взросления. – М., 1999.

15.     "Словарь символов" X. Э. Керлота – М., 2001г.

16.     А. Д. Борохов «Когда весь мир на острие иглы» М., 2006г.

17.     Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.

18.  Анцыферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона. // Принцип развития в психологии. - М., 1978.

19.     Харламенкова Н.Е., Стоделова Т.С. Проблема адаптации личности при нормальном и аномальном половом развитии // Современная личность: социальные представления, мышление, развитие в норме и патологии, М.,

20.     Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков // Под ред. А.А.Северного. М., 1996.

21.     Учебник по математической статистике с упражнениями в системе STATISTICA В. П. Боровиков, Г. И. Ивченко

22.     «Некрономикон.»Г. Р.Гигер- М., 2005г.

23.     «Татуировки, боди-арт, пирсинг» Кавелиус А. –М. 2006г.

24.     «Хна, татуировки и роспись по телу» Иванова И.Н., Издательство: Феникс,2005г.

25.     « Искусство татуировки» Издательство: Валдис, 2005г.

26.     «Искусство татуировки» Клиновский В. М- 2006г.

 

Написать нам Гостевая книга

Hosted by uCoz